3.8. Причины слабости Латино-Иерусалимского
королевства
Господство западных завоевателей на Востоке
не было прочным. Их государства представляли собой маленькие,
слабо связанные между собой княжества. Они тянулись узкой
полосой вдоль восточносредиземноморского побережья и были
разбросаны на большой территории: Антиохия отстояла от Иерусалима
более чем на 300 км, Эдесса - почти на 200 км от Антиохии.
Восточная граница этих государств - она постоянно изменялась
- растянулась в общем на расстояние свыше 1 тыс. км. Между
тем сами крестоносцы жили главным образом в городах и в
укрепленных замках: они не чувствовали себя в безопасности.
Даже возле небольших деревушек вроде аль-Биры в окрестностях
Иерусалима или Дабурии у подножия горы Тавор приходилось
сооружать башни и иные укрепления. Хрупкие узы вассалитета
были единственной основой, соединявшей местных феодалов
с центральной властью. Уже в правление Амори I прекратился
рост числа фьефов - поместий: сказывалась нехватка земель.
Отсюда - ограниченность ресурсов для пополнения рядов рыцарства
и слабость самих рыцарских контингентов в государствах крестоносцев.
С юга Иерусалимскому королевству угрожал
Египет. Нападения египтян приходилось отражать чуть ли не
ежегодно как с суши, так и с моря: не было такого прибрежного
города, который бы не атаковали - и порой не без результатов
- египетские корабли. Неоднократно и крестоносцы, со своей
стороны, порывались захватить эту страну. В 1104 г. Бодуэн
I уже уступил генуэзцам третью часть «Вавилона»
(Каира) - настолько иерусалимский король был уверен в своей
победе над Египтом, которой так и не суждено было быть одержанной.
Некоторый прогресс в этом направлении
оказался достигнут только в середине XII в.: в 1153 г. крестоносцы
овладели Аскалоном. Ряд попыток завоевать долину Нила предпринял
в 60-х годах король Амори I, однако никаких сколько-нибудь
долговременных успехов даже против внутренне ослабевшего
к тому времени Египта он не сумел достичь. Лишь иногда там
удавалось получать богатую добычу, взимать дань с египетских
правителей и выбивать коммерческие привилегии. В 1167 г.
войска Амори I оккупировали саму Александрию: на Фаросском
маяке был поднят королевский флаг. Вскоре, однако, из Александрии
пришлось уйти.
Со стороны Сирийской пустыни на государства
крестоносцев совершали набеги отряды сельджукских атабегов
и эмиров. Правда, на границе были сооружены мощные крепости
вроде «Скалы пустыни», но они не в состоянии
были полностью оградить франкские княжества, в особенности
северные, от этих подчас внезапных и энергичных налетов.
Много раз крестоносцы предпринимали усилия для того, чтобы
овладеть большими городами Сирии - Дамаском и Халебом; все
эти старания, однако, заканчивались неудачами.
Западные захватчики вечно враждовали
друг с другом. Дележ добычи, распределение ленов и должностей
давали поводы к бесконечным раздорам среди крестоносцев
всех поколений. Если в эпоху основания латинского владычества
на Востоке баронов связывало в какой-то мере единство, пусть
и поверхностное, религиозных целей, то в дальнейшем оно
уступило место все более обострявшимся противоречиям реальных
интересов завоевателей. Соображения, касавшиеся политических,
военных или хозяйственных выгод, всегда брали верх над мотивами
религиозного порядка. Поэтому «франкские и мусульманские
князья, - пишет американский историк Г.С. Финк, - легко
забывали взаимную вражду и становились союзниками, если
того требовали их дипломатические и военные интересы».
Правда, дружественные отношения франков с мусульманами тоже
продолжались недолго. Затишье, во время которого производился
обмен пленниками, налаживались дипломатические контакты,
бароны и эмиры наносили любезные визиты друг другу и состязались
между собой в выражениях рыцарской куртуазности, обычно
скоро прекращалось, и война вновь разделяла недавних союзников
или друзей. Усама ибн Мункыз рассказывает, как некий князь,
прибывший на паломничество и остановившийся при дворе короля
Фулько, «подружился со мной, привязался ко мне и называл
меня «брат мой»; между нами была большая дружба,
и мы часто посещали друг друга». Когда же чужестранец
предложил писателю, чтобы тот послал с ним в Европу любимого
сына Мурхафа - «пусть он посмотрит на наших рыцарей,
научится разуму и рыцарским обычаям», - Усама решительно
отказался. «Мой слух, - пишет он, - поразили эти слова,
которых не мог бы произнести разумный; ведь если бы даже
сын мой попал в плен, плен не был бы для него тяжелее, чем
поездка в страну франков».
Отношения пришельцев с местной знатью
были в целом проникнуты недоверием. Восточные феодалы, с
которыми потомкам первых крестоносцев и случалось порой
сближаться, в душе всегда презирали кичливых и заносчивых
франков. Последние выглядели в их глазах дикарями. Усама
ибн Мункыз, образованнейший человек своей эпохи, большой
книголюб (его библиотека насчитывала 4 тыс. томов, и, когда
однажды от рук франков пропало все его имущество, он более
всего сокрушался по поводу гибели библиотеки - именно это
«останется раной в моем сердце на всю жизнь»,
- писал он), считал франков «только животными, обладающими
достоинством доблести в сражениях и ничем больше, так же
как и животные обладают доблестью и храбростью при нападении».
Господствующий класс государств крестоносцев
был весьма немногочислен. Под началом иерусалимских королей,
как видно из документов, никогда не состояло свыше 600-700
конных рыцарей (вассалов и субвассалов), обычно же на службу
к ним являлось гораздо меньше воинов. Численность войска
Бодуэна I не превосходила размеров современного батальона!
Состав гарнизона среднего города равнялся 30-80 рыцарям.
Даже при условии «всеобщей мобилизации» латинян,
способных носить оружие, королевство могло выставить не
более 2 тыс. тяжеловооруженных рыцарей и 20 тыс. легковооруженных
стрелков. Привилегированная верхушка Латинского Востока
жила среди озлобленного, враждебно настроенного и гораздо
более многолюдного по сравнению с франкским местного населения,
представляя собой как бы военный лагерь, окруженный и, по
выражению Ж. Прауэра, постоянно осажденный противником.
По исчислениям историков, франкские колонизаторы, селившиеся
в городах и крепостях, составляли к концу 80-х годов XII
в. не более 100-120 тыс. Сил одних только вассалов было
недостаточно для того, чтобы держать в покорности это население
и одновременно отражать нападения соседей - мусульман.
|