3.7. Церкви и монастыри
Особое место занимала в государствах
крестоносцев церковь. В Иерусалимском королевстве было создано
пять архиепископств и девять епископств, а также учреждено
много монастырей. За свое участие в Крестовом походе церковь
получила изрядную долю захваченных земель: к католическим
прелатам перешли владения, принадлежавшие раньше мусульманскому
духовенству, а отчасти и христианским церквам, в том числе
греческой. Некоторые из церковных владений по размерам не
уступали владениям светских князей. Так, архиепископство
Назаретское в XIII в. насчитывало около двух десятков поместий.
Обширными поместьями располагали в Палестине иерусалимские
патриархи, клир церкви Святого Гроба.
Католические иерархи стали влиятельной
частью феодалов на Востоке. Епископы в своих владениях выступали
такими же полновластными сеньорами, как графы и бароны.
Рыцари являлись даже вассалами отдельных епископов (так,
у епископа Лидды было десять подвассальных рыцарей). Светские
сеньоры, заинтересованные в поддержке церкви, передавали
ей в дар земли и движимое имущество. Да и сами церковники
пользовались любым случаем, чтобы прибрать к рукам побольше
фьефов, в частности тех рыцарей, которые не прочь были получить
взамен поместий звонкую монету. Иерусалимским королям пришлось
даже принять меры к охлаждению стяжательских страстей пастырей:
церковным учреждениям запретили покупку фьефов, а рыцарям
- дарения, ибо под видом таковых подчас совершалась продажа.
Солидные средства поступали церковным
учреждениям от десятины. Ранее неизвестная в восточносредиземноморских
странах, она была введена исключительно в интересах церкви.
Иногда короли и бароны узурпировали ее права на десятину,
и тогда разгорались бурные конфликты между светскими и церковными
землевладельцами. Государи и князья стремились также урезать
остальные статьи доходов высших церковных сановников: в
1101 г., например, Бодуэн I потребовал от патриарха уступить
казне долю поступлений, которые шли патриаршеству с паломников.
Сами церковные магнаты часто тоже препирались между собой
из-за всякого рода доходов. О крупных размерах имущества
церковных учреждений сохранилось немало сведений и в документах,
и в рассказах хронистов. Один только Бог может оценить сокровища
иерусалимского патриарха, писал в конце XII в. арабский
историк Ибн аль-Асир. Значительными ценностями распоряжались
и монастыри - Сионский, Иосафатский и др.
Папство стремилось держать под контролем
новые владения католической церкви. Легаты апостольского
престола почти ежегодно бывали в Святой земле. Через своих
посланцев папы вмешивались в выборы патриархов, хотя формально
это право принадлежало всецело духовенству и баронам Иерусалимского
королевства. Иногда обстоятельства складывались таким образом,
что на патриарший престол претендовали одновременно несколько
лиц. В этих случаях легаты старались провести кандидата,
угодного Риму. Первый иерусалимский патриарх - Даимберт
Пизанский (1099-1102), вступивший в конфликт с Бодуэном
I, смещался и восстанавливался в своей должности четыре
раза.
Иными словами, папы, стремясь закрепить
позиции римской церкви в ее новых владениях, неустанно заботились
о том, чтобы там соблюдались земные интересы наместников
св. Петра.
|