3.2. Положение крестьянства
Основную массу тружеников здесь составляли
земледельцы. Весьма незначительную их часть образовывали
те европейские хлебопашцы, которым все-таки удалось добыть
себе клочок земли в дальних странах. На первых порах кое-кто
из них улучшил свое положение по сравнению с прежним. Вскоре,
однако, сеньоры стали отнимать у них первоначальные льготы
и обременять многоразличными повинностями натурального и
денежного характера. Лишь недолговечность самих государств
крестоносцев избавила крестьян-франков от полного закрепощения.
Большинство землепашцев принадлежало
к пестрому по своему этническому составу местному населению:
это были сирийцы, арабы, армяне, греки. Все они говорили
на разных языках, исповедовали разные религии: арабы - ислам,
армяне, греки, сирийцы - христианство в его различных формах,
унаследованных от раннего средневековья: одни были православными,
другие - грегорианами, третьи - несторианами, четвертые
- маронитами и т.д.
Когда новые господа устроились на завоеванных
землях, то и мусульман и христиан, живших в деревнях, они
превратили в крепостных людей. Пришельцы уничтожили последние
остатки личной свободы сельского населения. При этом материальное
положение и юридический статус земледельцев и скотоводов,
виноградарей и садоводов Сирии и Палестины, независимо от
того, являлись ли они мусульманами или христианами, оказались
совершенно одинаковыми. По сравнению с былыми временами
различие заключалось разве только в том, что труженики-христиане
(и не только сельские, но и городские), которые при владычестве
сельджуков беспрепятственно отправляли свои религиозные
обряды, теперь встретились с нетерпимостью католических
церковнослужителей, в глазах которых все некатолики были
полуеретиками. К социальному гнету добавились конфессиональные
тяготы.
Масса арабского населения деревень и
городов подверглась истреблению в ходе завоевания Сирии
и Палестины крестоносцами. Часть мусульман - земледельцев
и ремесленников - вынуждена была покинуть насиженные места.
Многих же оставшихся и попавших в плен к крестоносцам продали
в рабство. Фульхерий Шартрский пишет, что, захватив Кесарию,
крестоносцы пощадили мало мужчин; тех из них, кому даровали
жизнь, а также женщин, красивых и уродливых, продали, и
они должны были «вертеть мельничные жернова».
В крупных городах существовали рынки рабов: в Акре венецианские
купцы покупали раба за один безант (конь стоил в три раза
дороже!). Приобретали рабов и монастыри.
Уже в первые годы после основания государства
франков избиения рабов и всевозможные издевательства над
ними получили столь широкое распространение, что церковный
собор в Набулусе в 1120 г. установил наказания для виновных
в истязаниях. Это постановление было продиктовано в первую
очередь страхом перед возможными возмущениями рабов. Оно
имело под собою основания: не случайно завоеватели разработали
порядок, согласно которому раба, убившего христианина, вешали,
а рабыню, как передает тот же Фульхерий Шартрский, предавали
сожжению. Иногда некоторым рабам удавалось сбросить невольничьи
цепи, перейдя в христианскую веру. Тогда они превращались
в либертинов - вольноотпущенников. Их положение было неустойчивым:
достаточно было либертину оскорбить своего вчерашнего хозяина,
и он в соответствии с кутюмами, т.е. передававшимися из
поколения в поколение правовыми традициями (обычаями) Иерусалимского
королевства, вновь возвращался в рабское состояние.
Ненамного лучшими по сравнению с рабскими
были условия жизни крепостных, или вилланов. Они подвергались
жестокой эксплуатации и своих непосредственных сеньоров,
и центральной власти. Их земля считалась собственностью
завоевателей. Вилланов прикрепляли к земельным участкам,
вместе с которыми (а порой и отдельно от них) продавали
и покупали. На вилланов возлагались многообразные повинности
продуктами и деньгами. Их облагали также государственными
налогами. Барщина в государствах франков (в отличие от западноевропейских
стран) почти не практиковалась - в этом смысле деревенское
устройство удержало прежние черты: феодальный домен, обрабатывавшийся
трудом крепостных, представлял собой довольно редкое явление.
Он встречался обычно лишь там, где феодалы владели плантациями
сахарного тростника; здесь применялась и барщина. Так, на
домениальных землях иерусалимских королей вилланы должны
были работать от четырех до шести дней в месяц.
Как правило же, с местных крестьян взимались
всевозможные натуральные оброки и платежи. В большинстве
случаев деревня вносила их, хотя и под другими названиями,
и до завоевания: старинный денежный налог «мууна»
стал теперь именоваться «моне», «харадж»
- «терражем» (поземельный налог) и т.д. В этом
отношении тоже налицо была определенная преемственность.
Однако тяжесть повинностей, которые нужно было нести в пользу
новых сеньоров, усугублялась тем, что размер этих повинностей
зависел от господского произвола и был довольно значителен.
Платежи, кроме того, обусловливались характером имущества,
с которого они вносились: с пахотного поля, пастбища, фруктового
сада платили по-разному. О величине вилланских оброков кратко,
но выразительно рассказывает в своих дорожных записках мусульманский
путешественник Ибн Джубайр, побывавший в Иерусалимском королевстве
в 1184 г.: сеньоры, пишет он, взимали с крепостных от одной
трети до половины урожая. Господину шла также часть сбора
с фруктовых деревьев, олив, нередко - половина сбора винограда.
Вилланы платили и государственные налоги (с фруктовых насаждений),
а кроме того, всевозможные пошлины (за провоз продуктов
на городские рынки, за продажу этих продуктов, судебные
сборы и пр.). Важным нововведением, весьма обременительным
для трудового населения, явилась талья - поголовный налог.
Как и на Западе, сеньоры здесь присвоили себе монопольные
права владеть давильным прессом, печью для выпечки хлеба,
мельницей (баналитеты).
Но крепостное население страдало не только
от бесчисленных повинностей и платежей: оно было совершенно
бесправным. При этом западные сеньоры в своем отношении
к подвластному населению не дифференцировали его по религиозному
признаку: с христианами обращались столь же сурово, как
и с мусульманами, крестьяне-христиане и крестьяне-мусульмане
являлись вилланами. Арабский писатель XII в. Усама ибн Мункыз
(1095-1188), рассказывая о времени правления в Антиохии
Боэмунда II (1126-1131), пишет, что «народ перенес
от этого дьявола Ибн Маймуна [т.е. Боэмунда. - М. З.] великие
бедствия».
Некоторые современные буржуазные историки,
вроде израильского ученого Ж. Прауэра, автора двухтомного
исследования по истории Иерусалимского королевства, считают,
что франкские сеньоры якобы уменьшили оброки с мусульманских
земледельцев по сравнению с теми, которые последним приходилось
уплачивать раньше. Однако для таких выводов нет сколько-нибудь
веских доказательств. Не приходится говорить ни о снижении
экономической эксплуатации, ни об отсутствии личной униженности
крестьян. Как признает тот же Прауэр, отношения землевладельцев
с землепашцами были «отношениями победителей с побежденными».
По его собственным словам, после уплаты сеньориальных повинностей
крестьянину оставалось так мало, что едва хватало для прокормления
семьи и для будущего посева.
|