ПРИМЕЧАНИЯ
Отрывок из Примечаний Бертона
Хаджи Абду я знаю гораздо дольше, чем период, о котором я хочу написать. Уроженец, вероятно, Дарабгирда (Darabghird) провинции Йезд1, он всегда предпочитал титуловать себя El-Hichmakani, шутливой lackab 2, или фамилией, означающей «Бездомный, Нигде». Он путешествовал далеко и много с широко открытыми глазами, как следует из его «двустиший» 3. К природнму умению с легкостью постигать языки он добавил целый склад несистематизированного чтения: обрывки из китайского, древнеегипетского, еврейского и сирийского, санскрита и пракрита, скандинавского, особенно из литовского, латинского и греческого, включая римский, из береберского, нубийского диалекта, из зенда и аккадского, помимо персидского - его родного языка, и арабского - классического языка ученых. Не был он невежественным и в «-логиях», и в достижениях современной науки. Короче говоря, его память была кладезем и он имел массу талантов, за исключением таланта их использовать. Однако никто не думал, что он «служил Музе», выражаясь в стиле прошлого века. Даже его близкие не подозревали о том факте, что у него был скелет в шкафу, или о «Касыде», или о двустишьях. Он доверил мне свой секрет, когда мы последний раз встретились в Западной Индии (я нарочно не уточняю место). Делая это, он подпер руками длинную и седую гордость своего подбородка, с кончиком, наставленным в мою сторону, как бы говоря вместе с Королем-Островитянином:
И все же пронзительный взгляд, чистый, как оникс, казалось, протестовал против возрастного аргумента. Рукопись была написана очень беглым почерком, и т.к. я забрал ее, автор отказался взять на себя труд переписать свои каракули. Мы, его старые друзья, долго обращались к нему по прозвищу Nabbianâ («наш Пророк»), и читатель увидит, что у Пилигрима есть что передать или он верит, что есть. Он явно стремится проповедовать свою веру: <в ней> Восточная Версия Гуманизма слилась со скептическим, или, как мы сейчас говорим, с научным мышлением. Философ, по-моему, принял религию, в которой Фетишизм, Индуизм и Язычество, Иудаизм, Христианство и Ислам являются просто фрагментами. Его религия поклоняется целеустремленному требованию Святой Причины Правды, Правды ради нее самой, а не ради вещей, которые она (религия (it) - Ю. Ш.) может принести, и эта вера равно предпочтительна и честному незнанию, и самым высоким знаниям о природе. |