Недостатки
в организации крестоносных ополчений,
обусловливавшие неуспех рассмотренных военных
операций, не остались тайной для современников и
участников в крестовых походах и частью указаны
были в конце XIII и в начале XIV в. Прежде всего
крестоносцам предстояло разрешить политическую
задачу, и разрешить ее силой оружия. Большинству
участников в крестовых походах было чуждо это
сознание, главные массы крестоносцев были
возбуждаемы религиозными мотивами,
недостаточными для методического проведения
обширной задачи, преследуемой крестовыми
походами. Эта цель вообще направлялась не только
к тому, чтобы освободить Иерусалим и святые места
из-под власти мусульман, но, что еще важней, к
тому, чтобы обеспечить за христианами
фактическое господство на Востоке. В мемуарах,
составленных в XIV в., для достижения этой цели
указано весьма реальное средство - заселение
Сирии и Палестины густыми массами христиан,
передача туземцам европейских языков и
образования, словом, постепенное поглощение
сирийцев и арабов и ассимиляция их. Ясно, что
крестовые походы, при всем громадном напряжении
европейцев, не выбрасывали на сирийский берег
таких масс, которые были бы в состоянии поглотить
туземцев. Напротив, в этом отношении делалось
весьма мало, потому что та половина крестоносцев,
которая достигла Святой земли, исполнив обет,
считала себя свободной от дальнейших забот и
возвращалась на родину. Таким образом, неудача
крестовых походов зависела главным образом от
того, что недостаточно громадно было движение
европейцев и сравнительно ничтожно число тех,
которые оставались в Святой земле для
постоянного поселения.
Цели крестовых походов
нельзя было достигнуть без содействия
Византийской империи и без участия греков.
Оставляя даже в стороне политическое влияние
византийского императора, которое могло быть
заменено другим равносильным авторитетом,
руководители крестовых походов просмотрели
громадную силу в греческом духовенстве и
восстановили его против себя на всем театре
своего политического влияния. Не озаботившись
установлением правильных отношений с Византией
и не разграничив на Востоке сферу византийского
и европейского влияния, крестоносцы
предпринимали рискованное дело. Завоеванием
Византийской империи думая облегчить свою
задачу, они на самом деле уклонились от нее и
создали себе в будущем непреодолимые
затруднения. Итак, отсутствием гуманности и
политической дальновидности по отношению к
Византии крестоносцы лишили себя серьезного
союзника. Слишком хорошо сознавали участники и
современники крестовых походов, что почти ни
разу прибывавшие на Восток военные люди не
применяли свои силы на одно общее предприятие.
Напротив, при недостатке военной организации и
дисциплины, при различии целей, преследуемых
вождями разных национальностей и, наконец, ввиду
борьбы и интриг, разъедавших общины сирийских
христиан, равно как соперничества между
итальянскими торговыми республиками, никогда
почти не удавалось достигнуть соглашения
взаимно противоречащих интересов и направить к
одной военной цели все наличные крестоносные
силы. Борьба папской и императорской власти и
вражда светской и духовной партии в Сирии и
Палестине не раз уничтожали выгоды, добытые
договором с египетским султаном.
Наконец, нельзя не
усматривать основную причину неудачи крестовых
походов в политическом и торговом соперничестве
самих европейских народов. Этим соперничеством
объясняется прежде всего направление четвертого
похода на Константинополь, затем отклонение
походов Людовика Святого на Египет и Тунис, этому
же соперничеству нужно приписать истощение сил
сирийских христиан, поглощаемых борьбой Венеции
и Генуи в XIV в.
Не достигнув цели
крестовых походов, западноевропейцы несут
тяжкую ответственность перед судом истории.
Вследствие ошибок, допущенных в XII и XIII вв.,
оказались надолго утраченными для европейского
культурного влияния Малая Азия, Сирия и
Палестина. Ошибками христиан воспользовались их
враги. Монголы и затем османские турки основали
прочное господство на тех местах, которые были
предметом неудачного домогательства со стороны
христиан. Вопрос о возвращении святых мест
отошел на задний план, а на первое место выступил
Восточный вопрос, стоивший Европе уже громадных
жертв и доныне привлекающий к себе внимание
отчаянными криками о помощи.
Ввиду несказанно
тяжелых потерь, понесенных во время крестовых
походов, и неисчислимого количества погибших
христиан, а равно ввиду полного несоответствия
результатов с предположенными целями трудно
говорить о том, уравновешиваются ли громадные
жертвы и потери той пользой, которую извлекло
средневековое общество из знакомства с Востоком.
Указывают на сравнительно высокую арабскую
культуру в XI в. и на заимствования, усвоенные от
арабов и перенесенные в Европу; приписывают
большую важность остаткам античной культуры в
греческих землях, чуждым для европейцев формам
жизни на Востоке и находят многочисленные
заимствования европейцами в предметах домашнего
обихода, в терминах торговли, промышленности;
наконец, обращают внимание на изменения в
общественной жизни европейцев после крестовых
походов (развитие городской свободы, протест
против абсолютизма римской церкви), и пытаются
все это рассматривать как прямой результат
крестовых походов. По нашему мнению, выгоды
неизмеримо ниже потерь и убытков. Влияние
крестовых походов на прогресс средневекового
общества подвергается значительному колебанию,
если принять во внимание естественный процесс
эволюции, который и без крестовых походов мог
привести средневековые народы к успехам на пути
политического развития и эмансипации.
Независимо от этого, период крестовых походов
оставил Западной Европе тяжелое бремя в
Восточном вопросе, который требует от нее новых
жертв и служит препятствием к ее дальнейшим
успехам на пути развития. |